Совершенствование метода оценки надежности тормозной системы колесной машины
Аннотация
Надежная работа тормозных систем колесных машин оказывает влияние на их устойчивость, что проявляется отсутствием склонности к заносу при торможении и возможностью остановиться за минимально возможное время. Предложен усовершенствованный метод оценки надежности тормозной системы шарнирно-сочлененной колесной машины с использованием метода парциальных ускорений. Рассмотрена схема сил, действующих на шарнирно-сочлененную колесную машину при торможении с незаблокированными колесами, при условии возможного складывания ее секций. Получен критерий в виде углового ускорения в плоскости дороги ωz , по величине и знаку которого можно судить об отказе тормозных механизмов. При торможении с работоспособными тормозными механизмами ωz ≤ 0 (стабилизирующее парциальное угловое ускорение будет превышать возмущающее парциальное угловое ускорение) колесная машина будет обладать запасом устойчивости. При достижении ωz > 0 машина станет неустойчивой, что может свидетельствовать о неправильной работе тормозной системы. Критерий учитывает современный уровень развития колесных машин, позволяющий создать тормозное управление, в котором распределение тормозных сил между осями осуществляется в соответствии с распределением нормальных реакций дороги. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании, производстве и эксплуатации шарнирно-сочлененных колесных машин.