Оценка устойчивости положения колесных машин с учетом особенностей изменения опорного контура
Аннотация
Установлено, что для оценки статической устойчивости колесных машин возможно использовать различные подходы, которые имеют разную точность и затраты на их осуществление. Наиболее приемлемой является предварительная оценка устойчивости аналитически и окончательно – при помощи существующего оборудования на основе специально разработанных подходов и методов. Установлено, что наибольшая опасность опрокидывания в поперечном направлении для шарнирно-сочлененных машин существует при нахождении на предельном уклоне с максимально сложенной рамой относительно оси опрокидывания, проходящей через характерные точки конструкции, параллельной горизонтальной образующей уклона (специального стенда). Предложены рекомендуемые схемы установки шарнирно-сочлененной машины при определении угла статической устойчивости передней секции, задней секции и при блокировании шарнира. Разработан метод, повышающий точность оценки углов статической устойчивости колесных шарнирно-сочлененных машин, учитывающий особенности изменения опорного контура. Предложены зависимости для определения угла поперечной статической устойчивости секций, с учетом допущения о расположении опорных контуров машины на опорной поверхности вследствие малой высоты расположения шарнира. Установлено, на примере шарнирно-сочлененной колесной машины с номинальным тяговым усилием 30 кН, что угол статической устойчивости передней секции уменьшается на 15 - 30%, задней секции – не более чем на 8 -10%. Учет углов складывания секций в пределах до 150 позволяет уточнить углы статической устойчивости до 50. Разработаны соответствующие рекомендации в нормативный документ. В результате проведенных исследований разработан метод оценки углов статической устойчивости, адаптированный для шарнирно-сочлененных колесных машин с учетом особенностей их конструкции. Практическое воплощение метода предложено в виде разработанного соответствующего программного обеспечения SPSAV (Static Position Stability of Articulated Vehicles) для предварительной оценки статической устойчивости таких машин без использования дорогостоящего оборудования. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании и сертификации шарнирно-сочлененных машин, оценке устойчивости автомобилей с прицепами.