Птицы как фактор опасности авиатранспорта. Краткий исторический обзор и постановка задачи
Аннотация
Авиационный транспорт имеет позитивную динамику роста, и является основным видом транспорта при перевозке людей на значительные расстояния. Несмотря на то, что авиационный транспорт по основным показателям считается одним из самых безопасных видов транспорта, авиационные происшествия, как правило, приводят к гибели пассажиров и членов экипажа. Разрабатывая мероприятия, направленные на снижение количества летных происшествий, необходимо принимать во внимание орнитологический фактор, который может привести к катастрофе самолета любого класса. Рассмотрены исторические аспекты проблемы изучения вероятности столкновения летательного аппарата с птицами. Приведена хронология формирования комитетов по опасности птиц для самолетов. Рассмотрено распределение случаев попадания птиц по месту удара для гражданских самолетов. Приведено суточное распределение случаев столкновений самолетов с птицами как результат совокупности факторов биологического и технического происхождения. Показано сезонное распределение случаев столкновений самолетов с птицами. Отмечено, что столкновения регистрируются наиболее часто в конце лета и первой половине осени. Проанализировано распределение видов птиц по частоте столкновений с самолетами. Показано, что основную опасность для самолетов представляют собой голуби, грачи, скворцы, утки, чайки и аисты. Проанализировано распределение событий столкновений воздушных судов с птицами по классам самолетов. Установлено, что наиболее часто птицы сталкиваются с самолетами 2 класса, имеющих массу 30 - 75 тонн. Исследовано распределение столкновений самолетов с птицами в связи с режимом их полета. Выявлено, что подавляющее количество случаев столкновений с птицами происходит на низких высотах. Высказано предположение о том, что одним из факторов, провоцирующих столкновения птиц с самолетами, является воздействие на их организм электромагнитных излучений бортовых и наземных радиолокационных станций, которые эксплуатируются в районе аэродромов. Обоснована необходимость разработки методики оценки вероятности столкновения летательного аппарата с птицами с использованием способов моделирования редких событий.