Оценка эффективности совместного использования рекуперативного и диссипативного торможений автомобиля

  • Бажинов А. В. Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
  • Подригало М. А. Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
  • Сериков Г. С. Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
  • Серикова И. А. Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
Ключевые слова: транспортное средство, восстановление энергии, рекуперативное торможение, фрикционное торможение, тормозная сила

Аннотация

В работе исследуется проблематика путей повышения эффективности использования энергии, запасенной на борту электромобиля.
Тяговый электропривод даёт ощутимые преимущества в сравнении с двигателями внутреннего сгорания, однако требует применения дорогостоящего энергонакопителя. Современн ое состояние тяговой энергетики транспортных средств вынуждает искать новые, более энергоэффективные подходы к управлению в использовании энергии, запасённой на борту автомобиля. Исследования путей повышения эффективности использования энергии тяговых батарей и механической энергии, запасенной транспортным средством, позволяет сделать вывод о том, что существенная доля механической энергии при передвижении теряется в диссипативной тормозной системе. При торможении диссипативная тормозная система безвозвратно преобразует механическую энергию в другие, неиспользуемые виды энергии. Показано, что часть энергии, потраченной на разгон транспортного средства можно вернуть путем применения рекуперативной системы торможения. Малоизученным остаётся вопрос исследования методик управления тормозной системой с целью максимальной рекуперации энергии в совокупности с поддержанием высокой эффективности торможения. Определение диапазонов скоростей и интенсивности использования рекуперативных и диссипативных тормозных систем даст возможность поддержания режима максимальной рекуперации совместно с соблюдением требований безопасности движения. В работе предложен метод оценки эффективности рекуперативного торможения через цикловой коэффициент полезного действия (КПД), равный отношению энергии, поглощённой рекуперативной тормозной системой к кинетической энергии поступательного движения автомобиля в начальный момент торможения. Показано, что совместное торможение автомобиля с использованием рекуперативной и диссипативной тормозных систем позволяет обеспечить высокую эффективность торможения (особенно на малых скоростях движения).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-08-28
Как цитировать
Бажинов, А., Подригало, М., Сериков, Г. и Серикова, И. (2021) «Оценка эффективности совместного использования рекуперативного и диссипативного торможений автомобиля», Научный журнал «Инженерия природопользования», (3(21), сс. 7-11. doi: 10.5281/zenodo.7269131.
Выпуск
Раздел
Мобильные и стационарные энергосредства и их элементы