Эволюция двигательных установок железнодорожных локомотивов в Украине и мире: исторические аспекты

  • Крыленко И. М. Факультет военной подготовки Национального технического университета «ХПІ», г. Харьков
  • Макогон Е. А. Факультет военной подготовки Национального технического университета «ХПІ», г. Харьков
  • Черепнев И. А. Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. П. Василенко, г. Харьков
  • Фесенко Г. В. Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова, г. Харьков
  • Винокуров Н. А. Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. П. Василенко, г. Харьков
  • Иванова О. П. Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства им. П. Василенко, г. Харьков
Ключевые слова: паровая машина, двигатель, локомотив, подвижной состав, железная дорога, эксплуатационные расходы, топливо, энергетика

Аннотация

В статье проведено исследование отдельных аспектов развития железнодорожного транспорта на территории Украины и подготовки кадров железнодорожников. Представлен ретроспективный обзор паровозостроения от первых паровых машин до современных газогенераторных двигателей, формирования железнодорожного транспорта будущего. Современная конфигурация железнодорожных путей Украины в основном сформировалась еще в составе Российской Империи, чему способствовало географическое положение края, его природные богатства. Авторами рассмотрены несколько вариантов повышения эффективности функционирования и снижения затрат на топливо и энергию в общем объеме эксплуатационных расходов железных дорог. Анализ данных по общему объему выпуска паровозов заводами Российской Империи показывает, что наибольшее количество паровозов было выпущено именно в Харькове. Следует отметить, что основной проблемой для украинских железных дорог в настоящее время является не столько уменьшение локомотивного парка в целом, а значительный его износ. Анализ распределения подвижного состава по годам выпуска свидетельствует о существенном недоиспользовании потенциала железных дорог страны в XXI веке. Более предпочтительным может оказаться вариант разработки мультитопливного железнодорожного локомотива. Результаты исследований доказали, что паровая машина способна работать практически на любом топливе, которое сгорает: торф, уголь, нефть, мазут, дрова и т. п. Современный уровень развития науки и техники позволяет, используя новые технологические решения вернуться к идее парового двигателя, как в энергетике так и на транспорте. Харьков с его уникальной производственной базой и научной школой может стать лидером в формировании экологически чистой и безотходной энергетики и железнодорожного транспорта Украины.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-01-22
Как цитировать
Крыленко, И., Макогон, Е., Черепнев, И., Фесенко, Г., Винокуров, Н. и Иванова, О. (2020) «Эволюция двигательных установок железнодорожных локомотивов в Украине и мире: исторические аспекты», Научный журнал «Инженерия природопользования», (2(4), сс. 6-23. доступно на: http://enm.khntusg.com.ua/index.php/enm/article/view/197 (просмотрено: 3июль2024).
Выпуск
Раздел
Мобильные и стационарные энергосредства и их элементы