Состояние и перспективы модернизации опозитных двухтактных двухвальных дизелей специального и общего назначения
Аннотация
Из всех известных схем и компоновок дизелей для обеспечения наиболее плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения танков, дизель типа 5ТДФ, по своим основным параметрам стоит на уровне, достигнутого в мировой практике. Он имеет еще достаточные резервы для уменьшения габаритов, повышения мощности, технологического и конструктивного упрощения, которые до сих пор еще практически не использовались. В статье проведен анализ контрольных параметров рабочего процесса оппозитных танковых дизелей с целью поиска новых конструкторских решений при использовании в новейших образцах двухтактных двухвальных дизелей специального и общего назначения. Показано, что оппозитный двигатель в условиях низких температур окружающего воздуха имеет неудовлетворительные пусковые характеристики, обусловленные особенностями рабочего цикла. Осложненным является его запуск без применения дополнительных средств даже при плюсовой температуре окружающего воздуха, а установленные на двигатель системы дозированного масловпрыска и автономного факельного подогрева не всегда эффективны, влекут дополнительные расходы ГСМ, особенно масла двигателя. Не до конца решена проблема очистки воздуха, питающего двигатель. На харьковских машинах, оснащенных двухтактными дизелями, традиционно применяются бескассетные инерционные воздухо-очистители циклонного типа, призванные обеспечить минимально возможное сопротивление во впускном тракте. Авторами обоснована целесообразность поиска новых конструкторских решений, которые обеспечат надежную работу системы очистки воздуха для двигателя этого типа, в том числе за счет установки дополнительных кассет. Однако, при сверхплотной компоновке моторно-трансмиссионного отделения, это крайне сложная задача, которую будет необходимо решить.