Развитие социального интеллекта как составляющая психолого-педагогической подготовки специалистов при изучении безопасности жизнедеятельности в военном ВУЗе

  • Макогон Е. А. Військовий інститут танкових військ Національного технічного університету «ХПІ»
  • Дичко А. А. Військовий інститут танкових військ Національного технічного університету «ХПІ» (м. Харків, Україна)
  • Кириенко Н. М. Харківський національний технічний університет сільського господарства ім. П. Василенка
  • Билым П. А. Харківський національний університет міського господарства ім. О.М. Бекетова
  • Новик С. А. Національний технічний університет «ХПІ»
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, развитие социального интеллекта, корреляционная плеяда, общеучебных навыки

Аннотация

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает не только предотвращение опасности, ответственность за жизни людей, но и требует от него оптимального уровня нервно-психического состояния, адекватности и успешности социального взаимодействия. В военном вузе безопасность жизнедеятельности не является профильной дисциплиной, поэтому офицер-командир в ходе психолого-педагогического общения сталкивается с необходимостью экспресс-изучения индивидуальных психологических особенностей каждого военнослужащего. В статье проведено исследование зависимости уровня социального интеллекта индивида и его психологической подготовки к безопасному поведению в стрессовой или постстрессовой ситуации, а также определяются основные методические приемы, необходимые для внедрения в образовательный процесс психолого-педагогической подготовки будущих офицеров. Одним из компонентов психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях является социальный интеллект, высокий уровень которого способствует преодолению экстремальных ситуаций. Корреляционный анализ показателей уровня выраженности навыков психолого-педагогической подготовки и показателей социального интеллекта дает возможность сделать выводы о социальном интеллекте как важном компоненте в подготовке будущих офицеров, повышении надежности и эффективности их профессиональной деятельности, сохранении жизни и здоровья подчиненных. Качественное овладение психолого-педагогическими навыками только через повышение социального интеллекта в условиях военного ВУЗа, как и любого другого заведения закрытого типа, имеет специфику. В качестве методического инструментария предлагается рассмотреть комплекс мер, направленных на развитие общеучебных навыков курсанта. Показано, что развитие общеучебных навыков находится в положительной корреляционной взаимосвязи с уровнем социального интеллекта. Развитие общеучебных навыков способствует ослаблению корреляционной связи социального интеллекта с уровнем выраженности навыков психолого-педагогической подготовки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-01-13
Как цитировать
Макогон, Е., Дичко , А., Кириенко, Н., Билым, П. и Новик, С. (2020) «Развитие социального интеллекта как составляющая психолого-педагогической подготовки специалистов при изучении безопасности жизнедеятельности в военном ВУЗе», Научный журнал «Инженерия природопользования», (2(10), сс. 115-121. доступно на: http://enm.khntusg.com.ua/index.php/enm/article/view/17 (просмотрено: 3июль2024).
Выпуск
Раздел
Качество, стандартизация, безопасность, экологичность и эргономичность машин и технологий