Развитие социального интеллекта как составляющая психолого-педагогической подготовки специалистов при изучении безопасности жизнедеятельности в военном ВУЗе
Аннотация
Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает не только предотвращение опасности, ответственность за жизни людей, но и требует от него оптимального уровня нервно-психического состояния, адекватности и успешности социального взаимодействия. В военном вузе безопасность жизнедеятельности не является профильной дисциплиной, поэтому офицер-командир в ходе психолого-педагогического общения сталкивается с необходимостью экспресс-изучения индивидуальных психологических особенностей каждого военнослужащего. В статье проведено исследование зависимости уровня социального интеллекта индивида и его психологической подготовки к безопасному поведению в стрессовой или постстрессовой ситуации, а также определяются основные методические приемы, необходимые для внедрения в образовательный процесс психолого-педагогической подготовки будущих офицеров. Одним из компонентов психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях является социальный интеллект, высокий уровень которого способствует преодолению экстремальных ситуаций. Корреляционный анализ показателей уровня выраженности навыков психолого-педагогической подготовки и показателей социального интеллекта дает возможность сделать выводы о социальном интеллекте как важном компоненте в подготовке будущих офицеров, повышении надежности и эффективности их профессиональной деятельности, сохранении жизни и здоровья подчиненных. Качественное овладение психолого-педагогическими навыками только через повышение социального интеллекта в условиях военного ВУЗа, как и любого другого заведения закрытого типа, имеет специфику. В качестве методического инструментария предлагается рассмотреть комплекс мер, направленных на развитие общеучебных навыков курсанта. Показано, что развитие общеучебных навыков находится в положительной корреляционной взаимосвязи с уровнем социального интеллекта. Развитие общеучебных навыков способствует ослаблению корреляционной связи социального интеллекта с уровнем выраженности навыков психолого-педагогической подготовки.