Исследование способов улучшения запуска асинхронного двигателя сельскохозяйственной машины
Аннотация
Сельскохозяйственные машины из-за особенностей технологических процессов, некачественной электроэнергии в сельских сетях и неквалифицированного персонала имеют по статистике более частые аварийные режимы работы, длительные и кратковременные перегрузки и больше отказов двигателей. Такие режимы характерны для асинхронных двигателей дробилок, измельчителей кормов, смесителей кормов, транспортеров, центробежных вентиляторов, навозных уборочных транспортеров и т.д.
Электродвигатели известны своим очень высоким коэффициентом полезного действия по сравнению с другими приводными механизмами. Высокое значение коэффициента полезного действия справедливо для устоявшейся работы в номинальных режимах, во время переходных процессов потери существенно возрастают. Одним из наиболее затратных процессов является разгон: для выхода на необходимую скорость двигателя следует обеспечить повышенный момент, что приводит к росту тока и, соответственно, квадратичного увеличения электрических потерь. Особенно это важно для приводов, работающих в повторно-кратковременном режиме работы, то есть с частыми остановками и пусками.
Улучшить пусковые свойства перегруженного в момент пуска асинхронного двигателя можно изменяя начальные условия включения двигателя в сеть (начальную фазу питающего напряжения, угловое положение ротора). В этом случае обеспечивается пуск с максимальным ударным моментом, что положительно сказывается при запуске двигателей с большим пусковим моментом.
Исследована возможность повышения эксплуатационной надежности привода сельскохозяй-ственных машин для перегруженных асинхронных двигателей при их пуске.
В результате проведенных исследований было получено: для определения максимального переходного момента асинхронного двигателя выражение для определения пиков переходного момента при пуске. В целях устранения аварийного режима перегрузки при пуске асинхронных двигателей разработан способ, позволяющий защитить двигатель путем формирования динамического момента при пуске. Это достигается за счет «срезания» отрицательных динамических моментов.