Повышение надежности элементов системы «водитель-машина-дорожные условия» при эксплуатации шарнирно-сочлененных машин
Аннотация
Обоснован подход к повышению надежности системы «водитель-машина-дорожные условия» при эксплуатации шарнирно-сочлененных машин, что улучшает взаимодействие водителя с системой обеспечения динамической устойчивости во время движения. Разработан метод оценивания надежности водителя шарнирно-сочлененной колесной машины с использованием в качестве диагностического параметра критерия динамической устойчивости (КДУ). Оценивание параметра выполняется с помощью мобильного регистрационно-измерительного комплекса.
Обоснование зон допустимых и недопустимых значений критерия позволяет определить степень
влияния водителя на возникновение аварийных ситуаций, связанных с опрокидыванием. Исходя из того, что у водителей отношение и мотивация к выполнению транспортных операций с соблюдением требований по безопасности могут быть разными, основной эффект для повышения надежности при применении разработанного подхода может быть получен за счет сравнения результатов объективного контроля процесса движения с помощью мобильного регистрационно-измерительного комплекса (МРИК) для разных водителей в разных дорожных условиях. То есть программно задается «зеленая зона» текущих параметров устойчивости положения. Водитель во время движения, учитывая собственные возможности, дорожные условия, вопросы экономии топлива и тому подобное, выбирает безопасный, на его взгляд, режим движения. МРИК в процессе движения, демонстрируя в режиме реального времени текущую величину критерия динамической устойчивости, подсказывает водителю относительно правильности избранного режима. В случае высокой интенсивности роста КДУ, например при значительной скорости движения, которая не отвечает дорожным условиям, водитель не успевает вмешаться в процесс стабилизации машины. Поэтому для обеспечения устойчивости положения будет срабатывать МРИК. Если интенсивность роста КДУ является средней, то у водителя есть запас времени для стабилизации машины без подключения системы. Если же интенсивность роста КДУ является низкой, то водитель полностью контролирует процесс движения, помощь МРИК в отмеченном случае не нужна. На основании проведенных исследований и анализа существующего опыта разработаны дополнительные рекомендации по повышению безопасности использования колесных шарнирно-сочлененных машин с учетом их конструктивных особенностей. Результаты исследования могут быть использованы при эксплуатации шарнирно-сочлененных колесных машин.